11 апреля 1979 года не стало Леонида Быкова. Лучшие киноработы актера и режиссера

 

В сердцах любителей отечественного кино он навсегда остался юным Максимом Перепелицей и героическим капитаном Титаренко из, пожалуй, лучшего военного фильма XX века.

 

«Максим Перепелица» (1955)

Изначально кинематограф не был мечтой будущего актера. Впрочем, уроженец маленькой деревушки Знаменка Донецкой области, перебравшийся впоследствии вместе с семьей на окраину Краматорска, еще с подросткового возраста начал выходить на сцену местного Дворца культуры, а по праздникам на выступление забавного паренька собирались целые дворы. Родственники наперебой расхваливали комедийный талант Быкова. Сам же он мечтал о покорении небес. Быков с неподдельным интересом смотрел фильмы о летчиках – «Истребители», «Валерий Чкалов». Воздушным асом артист не стал – в 1943-м и 1945 годах его забраковали сначала за юный возраст, а затем за маленький рост. Но в умах миллионов именно он является одним из главных летчиков страны.

Перед тем как исполнить легендарную роль капитана Титаренко, Быков успел сняться в 20 картинах. Впервые, будучи актером Харьковского академического театра, он сыграл в эпизоде в ленте «Судьба Марины», вышедшей в 1952 году. Фильм неожиданно для многих стал очень успешным, после чего на актера начали обращать внимание и другие постановщики.

Спустя три года после своего дебюта в кино Быков попал на съемочную площадку одной из самых известных картин 1950-х годов – «Максим Перепелица». Эта лента принесла артисту бешеную популярность. История о непутевом, добром и смешном парне, которого служба в армии превратила в серьезного и ответственного мужчину, была очень близка советскому зрителю.

 

 

 

В 1964 году на «Ленфильме» вышел фильм «Зайчик». Быков впервые попробовал себя здесь в качестве режиссера. Картину о скромном и робком театральном гримере жестко раскритиковали чиновники. После выхода ленты Быкову годами не давали ничего снимать, хотя он уже давно хотел подарить зрителю картину о летчиках Великой Отечественной войны.

 

«В бой идут одни «старики» (1973)

Долгие годы актер тщетно добивался возможности сесть в кресло режиссера. Тогда последовало приглашение от киевской киностудии имени Довженко. Быков переехал из Северной столицы, но и там долгое время безуспешно пытался договориться с чиновниками о запуске съемок «В бой идут одни «старики». Лишь в начале 1970-х «добро» было получено.

Сценарий к киноленте актер подготовил вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким. Текст был основан на подлинных событиях ВОВ. Под личностью командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко («Маэстро») скрывался Герой Советского Союза Виталий Попков. Его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор.

 

 

После того как «Стариков» уже сняли, чиновники вновь стали чинить препятствия. Картину нашли слишком «легковесной» для произведения о войне. Тогда на защиту встал маршал авиации Александр Покрышкин и тот самый Виталий Попков.

Яркие характеры персонажей, неповторимый юмор, запоминающиеся фразы, многие из которых стали крылатыми, лирические и драматические линии сюжета, замечательные песни, в числе которых легендарная «Смуглянка», а также великолепно подобранный состав актеров сделали фильм всенародно любимым. Сегодня «В бой идут одни «старики» – одна из лучших картин о ВОВ.

Особенно выделяется в картине тандем Быкова и исполнившего роль механика Алексея Смирнова, с которым артист дружил. Режиссер чувствовал, что у них получится на экране блестящий альянс и не прогадал. Актеры могли импровизировать на ходу. Однажды, и этот момент попал в картину, герой Смирнова крестит улетающий на боевое задание самолет. Изначально эпизода не было в сценарии, его Алексей Макарович «принес» с собой с войны.

 

 

 

Начало съемок выдалось чуть ли не катастрофическим. Команда работала на пределе возможностей, играя в 30-градусные морозы. Техника глохла, серьезно заболевали люди. Когда большая часть материала была отснята, выяснилось, что километры цветной пленки просто забракованы – на студии забыли поменять рамку с обычного кадра на широкоэкранный. В итоге Леониду Быкову пришлось идти к министру обороны Андрею Гречко, чтобы вновь выбить необходимую военную технику для съемок. Брак по пленке настолько сильно повлиял на Быкова, что он слег со вторым по счету инфарктом. Первый был на съемках того самого «Зайчика» в 1964-м.

Однако Быков нашел в себе силы завершить картину. Он вернулся после длительного пребывания в больнице и почти сразу начал снимать эпизод, где сам лихо отплясывает вприсядку – коллеги не могли поверить, что совсем недавно режиссер боролся со смертью.

Фильм вышел на экран в апреле 1977 года – картина имел оглушительный успех у публики. Почти такой же, как знаменитые «старики». Спустя еще год Быков взялся за новую картину — по повести Евгения Шатько «Пришелец-73». Ее режиссер закончить не успел. Жизнь Быкова оборвалась в страшном ДТП на трассе «Минск – Киев» 11 апреля 1979 года.

 

 

11 апреля 1979 года не стало Леонида Быкова. Лучшие киноработы актера и режиссера
Байден добрался до Киева в бронированном вагоне